«Эхо Москвы» представляет опасность, и его нужно нейтрализовать» — Бизнес и финансы

«Эхо Москвы» представляет опасность, и его нужно нейтрализовать»

#Коммерческий #кредит #бизнес и #финансы

Превентивный удар перед выборами или разборки пресс-секретарей Путина? Сотрудники радиостанции и эксперты о причинах «наезда» «России-24»

Телеканал «Россия-24» выдал разоблачительный сюжет про «Эхо Москвы» в духе незабвенной «Анатомии протеста». В сюжете утверждается, что радиостанция тесно сотрудничает с западными НКО, которые активизировались, ведут антироссийскую пропаганду и пытаются сформировать у граждан прозападную позицию в преддверии президентских выборов в России. Сотрудники «Эха Москвы» и эксперты «БИЗНЕС Online» высказались о демарше главного «рупора государства».


«ПЕРЕДАВАЛИ КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ ИЗ ПОНЯТНО КАКОГО ЛАГЕРЯ — ТОРГОВАЛИ ИНФОРМАЦИОННЫМ ОРУЖИЕМ»

Сюжет главной государственной телекомпании, уже размещенный на YouTube, сопровождается следующим комментарием: «Чем ближе президентские выборы в России, тем больше тех, кто хочет повлиять на голосование. Радиостанция „Эхо Москвы“ попалась на сотрудничестве с западными НКО. Сколько платят за дестабилизацию общества?»

Доказательства компрометирующего сотрудничества строятся главным образом на примере работы оренбургского отделения московской радиостанции, либеральные взгляды которой ни для кого не секрет. Так, авторы ссылаются на встречу журналистов и руководителей «Эха» с представителями французской организации «Репортеры без границ» и немецкого фонда имени Роберта Боша в конце сентября в Оренбурге, на которой присутствовали шеф-редактор местного отделения радиостанции Максим Курников, а также журналисты Александр Плющев и Татьяна Фельгенгауэр. Обсуждали, в частности, деятельность Алексея Навального, как говорится в сюжете, «с которым представители „Эха Москвы“ позже встречались в ресторане, обнимались и брали у него интервью».

Дальше — в том же духе. Оказывается, в прошлом году «Эхо Москвы» получило более 3 млн рублей от своих «зарубежных друзей», а именно от крупнейших западных СМИ и информагентств. Им, говорится в сюжете, «передавали комментарии экспертов из понятно какого лагеря — торговали информационным оружием». Если убрать зашкаливающий пафос, речь идет об обычной продаже контента. В качестве доказательств неблагонадежности радиостанции Алексея Венедиктова также делается акцент на том, что Курников сотрудничает с «Радио Свобода», а другие журналисты «Эха» участвуют в различных зарубежных программах и форумах.

Плющев в связи с появлением этого сюжета написал у себя в Telegram: «Владимир Рудольфович [Соловьев] на радио в одиночку не справляется, призвали телик в подмогу. Наглядное пособие „как слепить сюжет из ни черта“». Сам Венедиктов разместил в «Твиттере» слайд с фотографией ведущего канала «Россия-24» и автора сюжета и сопроводил картинку двумя плачущими смайликами и язвительной подписью: «Что такое „соловьиный помет“? А вот. Нет, дача на озеро Комо им не светит…» Коллеги из Znak.com пошутили остроумнее: «После просмотра этого видео остается два варианта: либо «Газпром» работает на госдеп, либо госдеп работает на «Газпром».

В Telegram-каналах сразу начались обсуждения «наезда» ВГТРК на «Эхо Москвы», в которых отмечается, что это «очередной эпизод войны кремлевских башен, расширяющий палитру сериала о взаимоотношениях ВГТРК с Первым каналом».

В качестве доказательств неблагонадежности радиостанции Алексея Венедиктова также делается акцент на том, что Максим Курников сотрудничает с «Радио Свобода», а другие журналисты «Эха» участвуют в различных зарубежных программах и форумах Фото: «БИЗНЕС Online»

ПРЕДЫДУЩИЙ «НАЕЗД» НА «ЭХО» СЛУЧИЛСЯ В ИЮЛЕ

Примечательно, что «Первый» еще раньше отметился наездом на детище Венедиктова, хоть и не таким суровым. В июле в итоговой программе «Время» с Валерием Фадеевым был выпущен сюжет, в котором говорилось о финансировании «Эха Москвы» американским правительственным агентством по иностранному вещанию BBG. Однако тогда «Газпром-медиа», которому принадлежит «Эхо Москвы», информацию об иностранном финансировании радиостанции категорически опроверг.

В связи с этим в Telegram-канале «Методичка» появился следующий комментарий: «Тут, значит, Первый канал показал, что в 2015 году „Эхо“ получила „помощь“ (чемодан $) от правительственного американского агентства. Можно было бы ухмыльнуться и пожать плечами, но тут, как говорил один персонаж, „есть нюанс“. За все финансовые дела на „Эхе“ отвечает генеральный директор Екатерина Павлова, поставленная нам покойным Лесиным. А Екатерина Павлова есть жена Алексея Павлова. А Алексей Павлов — заместитель пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова. А Первый канал курирует не Песков, а наоборот, небезызвестный Алексей Громов (бывший пресс-секретарь Владимира Путина, ныне первый замруководителя администрации президента — прим. ред.). Вот и вся интрига — Громов решил подкосить соперника через жену его заместителя. Ну, будем наблюдать».

Этот текст перепостил Венедиктов в своем Telegram-канале, а затем дал развернутый комментарий о том, откуда растут ноги у этой истории. По его мнению, она связана с тем, что бывший главный редактор журнала «Эксперт» Фадеев (который теперь не только ведущий главной информационной программы «Первого», но и секретарь Общественной палаты) многим обязан Алексею Громову. Как поведал Венедиктов, в свое время Путин именно Громову «расписал» (передал — прим. ред.) письмо, которое в начале 2013 года написали президенту России сотрудники телеканала «Эксперт-ТВ», входившего в медиахолдинг «Эксперт». А Громов это письмо «прикрыл», то есть не дал хода.

«13 марта на встрече с сотрудниками Валерий Фадеев заявил, что на балансе телеканала осталось лишь две камеры, и пообещал погасить часть накопленной задолженности за счет средств, вырученных от продажи столов и стульев» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ВАЛЕРИЙ ФАДЕЕВ  СВОИМ НЕГРАМОТНЫМ РУКОВОДСТВОМ ДОВЕЛ «ЭКСПЕРТ-ТВ» ДО БАНКРОТСТВА»

Между тем в письме содержалась масса интересных фактов. Журналисты «Эксперт-ТВ» обращались лично к Путину как к гаранту Конституции РФ и призывали обратить внимание на вопиющее нарушение законодательства со стороны «доверенного лица на выборах президента РФ 2012 года, члена Общественной палаты РФ, руководителя экспертного совета агентства стратегических инициатив, главы медиахолдинга „Эксперт“ и одного из учредителей телеканала „Эксперт-ТВ“ Валерия Александровича Фадеева».

«В 2007 году Валерий Фадеев учредил телеканал „Эксперт-ТВ“, своим неграмотным руководством довел его до банкротства, а теперь уходит от ответственности и законных требований сотен сотрудников, а также российских и международных компаний-контрагентов. Задолженность перед членами трудового коллектива телеканала „Эксперт-ТВ“ исчисляется десятками миллионов рублей (от 150 тысяч рублей на каждого сотрудника). Финансовые проблемы на „Эксперт-ТВ“ начались с момента запуска и продолжались вплоть до прекращения вещания. 12 марта (2013 года) телеканал „Эксперт-ТВ“ объявил себя банкротом. 13 марта на встрече с сотрудниками Валерий Фадеев заявил, что на балансе телеканала осталось лишь две камеры, и пообещал погасить часть накопленной задолженности за счет средств, вырученных от продажи столов и стульев».

Заканчивается жалоба редакции Путину так: «Коллектив канала оказался в положении крепостных крестьян, при этом многие сотрудники оказались за чертой бедности, имея на иждивении семьи и обязательства по кредитам. Некоторые работники не имели финансовой возможности даже доехать до места работы, а отдельным иногородним сотрудникам пришлось жить в подсобных помещениях телеканала. Мы обращаемся к вам за помощью, потому что надзорные органы и в целом судебно-правовая система РФ оказываются подчас бессильны перед бизнесменами, умеющими найти лазейку в любом законодательстве, такими как Валерий Фадеев. Мы считаем, что для экономики страны очень опасно иметь во главе экспертного совета АСИ такого „экономиста“, как г-н Фадеев».

Это письмо, как, впрочем, и большинство подобных писем в адрес главы российского государства, не привело к какому-либо результату. Фадеев фактически пошел на повышение, сотрудники «Эксперт-ТВ» так ничего и не получили. Так что версия Венедиктова может быть несостоятельной. И тем более неизвестно, насколько связаны «наезды» двух ведущих телеканалов страны на «Эхо».

«Есть три СМИ, которые раздражают силовую корпорацию. Помимо «Эха Москвы», это «Дождь» и «Новая газета» (редактор газеты — Дмитрий Муратов) Фото: ©Андрей Стенин, РИА «Новости»

«ГОВОРИТЬ ОБ ЭТОМ В ПРЕДВЫБОРНЫЙ ГОД НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ, А «ЭХО МОСКВЫ» ОБ ЭТОМ ВСЕ ВРЕМЯ ВЫСКАЗЫВАЕТСЯ»

«БИЗНЕС Online» попросил экспертов поделиться своим мнением, почему «Россия-24» сняла такой сюжет про «Эхо Москвы».

Дмитрий Орешкин — политолог:

— Совершенно понятно, что это элемент черного пиара, потому что если журналисты встречаются с иностранными источниками информации, то это часть их работы. Поэтому обвинение, что где-то в Оренбурге они встречались с каким-то товарищем из НКО, — очевидная недоброкачественная глупость. То, что они говорят про деньги, тоже очевидная глупость, и собственник «Эха», «Газпром-медиа», это уже официально опроверг.

Почему они это делают, понятно, потому что если у вас накапливаются негативные результаты управленческих решений, особенно в год выборов, то надо их прикрыть пропагандистской платформой. Так всегда было. Но если называть вещи своими именами, чем занимается «Эхо Москвы» — и чем не занимается, соответственно, российское телевидение, потому что его основная функция пропагандистская, — то получается довольно скверно.

Мы же видим, что экономика в последние 10 лет не растет практически, реально располагаемые доходы населения упали на 12 — 15 процентов, количество бедных увеличивается, про удвоение ВВП забыли. В реальности Россия делит 11 — 12-е места с Южной Кореей по номинальному ВВП, исчисленному в долларах, 1,4 триллиона долларов в год, при этом у Южной Кореи в три раза меньше население, чем у России. Так что дела скверные. В пересчете на душу ВВП это 10 тысяч долларов на нос, это уровень ниже среднего для развивающихся стран. Темпы роста ниже среднемировых, не говоря уже про темпы роста развивающихся стран, которые превышают 3 процента, мировые — около 2 процентов, а в России где-то 1,8 процента по 2017 году выплясываются. Где 25 миллионов квалифицированных мест? Где обещанная 1 тысяча долларов для каждого научного сотрудника? Нет, все забыли. Где рубль как «тихая гавань» и «островок стабильности» мировых финансов? Где обещание создать нефтяную биржу, где торговали бы за рубли? Все это пустые слова. Говорить об этом в предвыборный год ни в коем случае нельзя, а «Эхо Москвы» об этом все время высказывается.

Если взять международный статус, то тоже ничего хорошего нет. Украину потеряли, причем она была 300 лет не то что нашим союзником, а ближайшим государством. Но умудрились получить Украину в качестве очевидного врага. В результате Приднестровье, про которое говорили в начале эпопеи с Новороссией, куда должны были предложить дорогу, оказалось в недружественной изоляции между Молдавией и Украиной. Это невосполнимо, потому что эту территорию нельзя открыть, дороги нет, а воевать — слишком дорогое удовольствие. В геополитическом смысле зона влияния России падает, страна из члена G8 превратилась в государство-изгой.

«Эхо Москвы», я подчеркну, дает голос Сергею Маркову или Максиму Шевченко (на фото) и многим другим, мягко говоря, провластным пропагандистам, но наряду с этим дает голос и критикам власти» Фото: «БИЗНЕС Online»

А в пропаганде — «Крым наш», и мы идем от победы к победе. Вполне советская траектория, когда государство и граждане должны жить в вымышленном пространстве, где мы впереди планеты всей, а о реальности разговаривать просто нельзя, потому что она сокрушительная. Так вот, «Эхо Москвы», я подчеркну, дает голос Сергею Маркову или Максиму Шевченко и многим другим, мягко говоря, провластным пропагандистам, но наряду с этим дает голос и критикам власти. А вот нынешняя власть, поскольку ситуация плохая, даже такого умеренного сообщения реальной ситуации признать не может, потому что это значит, что власть неэффективна. Значит, с одной стороны, надо грузить население толстым слоем шоколада информационного, а с другой — затыкать альтернативные источники. Отсюда стремление надавить и желание сделать «Эхо» голосом врага. Закрыть его нельзя, неловко, неудобно, хотя, похоже, к этому и придет, но, по крайней мере, можно дискредитировать. А как? Рассказать про иностранное финансирование, что ложь, рассказать про взаимодействие с иностранцами, объяснить, что это голос врага. Наверное, кто-то в это верит. Вообще, много людей верит тому, что рассказывают по телевизору.

Конечно, атака будет продолжаться. Чем глубже ты идешь по ступеням потерь, тем больше ты нуждаешься в толстом слое вранья для того, чтобы эту нисходящую тенденцию замаскировать. Неэффективность в экономическом, геополитическом и любом другом соревновании с конкурентными странами автоматом подразумевает наращивание пропагандистского вранья. Мы это и наблюдаем.

Павел Салин — директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ:

— Я думаю, что это отражение противоборства в российской элите относительно дальнейшего курса власти в условиях проведения избирательной кампании. Есть, скажем так, политический блок, который выступает за то, что перекручивать гайки не нужно: пусть есть «Эхо Москвы», которое не представляет собой серьезного электорального ресурса, есть Навальный, который тоже под контролем. А есть те, кого принято называть силовой корпорацией, которые в силу своего менталитета делают ставку на то, чтобы все было максимально подконтрольно и администрируемо. Эта точка зрения силовиков где-то со второй половины лета начинает доминировать, то есть президент к ней прислушивается все больше, она все больше начинает проявляться в СМИ, в том числе, скажем, в сфере информационной, культурной. Например, сериал «Спящие», который идет сейчас по Первому каналу, очень хорошо эти комплексы и штампы силовой корпорации отражает. В принципе, сейчас ряд центральных телеканалов начинает отражать именно эту точку зрения. А, согласно ей, «Эхо Москвы», несмотря на то, что за пределами Москвы никто особо не слушает, представляет опасность, и его нужно нейтрализовать либо продемонстрировать либеральным СМИ, что есть рычаги воздействия, что все на крючке, чтобы вели себя более осмотрительно. Я думаю, что это не попытка закрытия, а профилактические меры, чтобы продемонстрировать, что, как говорится, и на вас есть материал.

Есть три СМИ, которые раздражают силовую корпорацию. Помимо «Эха Москвы», это «Дождь» и «Новая газета». Начали с «Эха», потому что ситуация вокруг этого ресурса наиболее показательна, потому что вокруг «Дождя» и «Новой газеты» ситуация иная. Поэтому если что-то будет продолжаться, то в отношении этих СМИ, больше не осталось серьезных средств массовой информации, которые вызывают отторжение у силовой корпорации. Думаю, что все будет зависеть от реакции президента, потому что он может сыграть роль доброго следователя и дать отбой, чтобы либеральная тусовка была ему благодарна.

Виталий Третьяков — декан Высшей школы телевидения МГУ им. Ломоносова:

— То, что «Эхо Москвы» является в совокупности своих программ, комментаторов, текстов, журналистов оппозиционной радиостанцией все последние годы власти в России, оппозицией путинскому режиму или путинскому правлению, внутренней и особенно внешней политики, это очевидно. Ничего нового здесь нет. То, что люди, выступающие на этой радиостанции, мечтают о том, чтобы президентом России был не Путин,а  человек, близкий им по взглядам, это тоже ни для кого не открытие. Безусловно, они прямо или косвенно сотрудничают (кто у кого какие деньги берет, меня не интересует) с антипутинскими силами на Западе, тоже не открытие. Многих удивляет, почему это происходит в СМИ, которое фактически принадлежит госкорпорации «Газпром», у которой более чем тесные связи с Кремлем, то это можно отдельно обсуждать, зачем это происходит, почему Кремль это терпит, правильно ли делает, есть ли в этом какая-то тактика держать врагов ближе к себе, эффективна ли она — все это предмет отдельной дискуссии. Но в данном случае очевидно, что слишком много таких вопросов задают Кремлю уже, наверное, не десятки людей, а может, сотни, тысячи, десятки тысяч. Я имею в виду простых людей, которые постоянно пишут в Кремль разные письма, так, видимо, и те люди, которые вхожи в Кремль, задают вопросы устно, в том числе через другие СМИ. Кроме того, приближается президентская кампания, когда одни СМИ, принадлежащие либо госструктурам, либо аффинированному с политической властью бизнесу, не имеют возможности высказываться по некоторым вопросам, а СМИ, принадлежащее «Газпрому», имеет возможность высказываться и прекрасно себя чувствует. Видимо, сумма этих недоуменных вопросов привела к тому, что какие-то властные институты (а «Россия-24» — это телеканал, входящий в холдинг ВГТРК) решили, что нужно выпустить пар, показать пару-тройку разоблачающих или критикующих «Эхо Москвы» сюжетов. Вроде некая правда сказана, и все этим удовлетворятся. Вряд ли это можно рассматривать как начало какой-то кампании по ликвидации «Эха Москвы» как СМИ с определенной политической редакционной политикой. Вряд ли это будет делаться в преддверии президентских выборов, даже если у кого-то такая задумка есть. Логично это сделать после выборов при том или ином исходе, а не до, вызывая скандал и возмущение, пусть в узких кругах, но активных, крикливых, вызывая обвинения на Западе. Так что я думаю, что это выпускание пара.

Владимир Беляев — доктор политических наук, профессор, завкафедрой политологии КНИТУ им. Туполева:

— Дело идет к выборам президента. Соответственно, власть пытается каким-то образом сократить критику со стороны. Но надо сказать, что «Эхо Москвы» имеет право, конечно, встречаться и с французами, и пропагандировать Навального. Если хотят, то, пожалуйста. Единственное, чего они не имеют права, — это называть наши «Бессмертные полки» победобесием. Когда унижают весь наш народ, то это уже не радиостанция и даже не пропагандистский рупор. Это какое-то жуткое, страшное дерьмо. Этого не должно быть в принципе. Сразу надо увольнять людей, которые допустили это в эфире! А это идет постоянно у них, это у них стало нормой. Надо увольнять таких журналистов. Это уже не журналистика, когда унижают целый народ. Это то же самое, что взять наш флаг, растоптать его и плюнуть сверху. Оскорбляются миллионы людей, которые участвуют в этом деле. Нам нужно отстаивать реальную позицию по поводу Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. Не хотите делать этого, так молчите хотя бы! Нет! Им надо обязательно унизить наш народ. А что касается Навального и прочего — да пусть ради бога! Сколько он там набрал-то? Чего угодно пусть делают. Это их только пачкает. Получается даже, что не Навальный пачкает «Эхо Москвы», а скорее, наоборот, «Эхо Москвы» пачкает Навального. Поэтому бог с ними, пусть делают что хотят.
 
Андрей Большаков — доктор политических наук, завкафедрой конфликтологии КФУ:

 Трудно сказать, почему именно сейчас выбран этот момент. Мы подходим к тому этапу, который обозначен как избирательная кампания. Многие аналитики говорят о том, что она уже началась и началась еще летом. Но я думаю, что мы так близко к ней еще не подходили. Сейчас уже, если брать последнее интервью президента РФ, который говорил, что примет решение в ноябре-декабре и там определятся остальные кандидаты — тем самым Владимир Путин обозначил не юридические, а политические сроки этой кампании. Думаю, что если весь этот фон возник сейчас, то из-за того, что кампания становится все ближе. До марта 2018 года уже рукой подать. Воздействие на умы избирателей — это одна из важнейших вещей, которая определяет сегодняшнюю повестку дня. Это первое соображение.

Не удивительно, что такое средство массовой информации, как «Эхо Москвы», сотрудничает с зарубежными НКО. Не знаю, это, наверное, надо доказывать в суде. Но, в принципе, по логике вещей — да. Очень часто информация идет у них прозападная, из либеральных источников. «Эхо Москвы» — это одно из СМИ, которое поддерживает либеральную партию в правительстве. Она имеет большое значение, и преимущественно негативное. Та модель экономики, на которую Россия была посажена последние 25 лет, к сожалению, продолжается. И это приносит много несчастий нашему населению. Поэтому есть либералы у власти, есть СМИ, их обслуживающее. То, что они сотрудничают с западными странам, наверное, этот момент присутствует. Но насколько эти зарубежные НКО связаны с зарубежными спецслужбами — вопрос. Это должно решаться правоохранительными органами, в судебном порядке. Но, в принципе, ничего удивительного в этом нет. Некоторые вещи меня также поражают. Мне кажется, что «Эхо Москвы» иногда работает против России, хотя мы сейчас находимся в очень сложном положении. Любой гражданин должен все-таки поддерживать ту внешнюю политику, которую пропагандирует руководство страны.