© Юрий Смитюк/ТАСС
ЮЖНО-САХАЛИНСК, 15 августа. /Корр. ТАСС Ирина Байбарза/. Объемы вылова лососевых на Сахалине в этом году стали одними из самых низких за последние годы.
Об этом в интервью ТАСС сообщил заместитель председателя правительства Сахалинской области, курирующий рыбную отрасль, Игорь Быстров.
«Объемы вылова очень небольшие. Горбуши добыли около 22 тыс. тонн (прогноз — 47 тыс. тонн), кеты, промысел которой только начался, — около 3 тыс. тонн. По кете — это нормально, по горбуше — крайне мало», — сказал Быстров.
Рыбаки сравнивают ход путины по четным и нечетным годам, причем нечетные годы считаются «рыбными». В 2014 году в Сахалино-Курильской зоне добыли 82 тыс. тонн горбуши, в 2012 — 99 тыс. тонн. Согласно наблюдениям, которые Сахалинский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (СахНИРО) ведет последние 70 лет, в четный год в среднем ловили 35 тыс. тонн горбуши.
«Сегодня главный объект — кета, — отметил Быстров. — Те, кто будет участвовать в промысле, сможет поправить свое положение, поддержать экономику своего предприятия».
Пустые нерестилища и рыборазводные заводы
По словам заместителя председателя правительства, низкие подходы лососевых к берегам Сахалина приводят к тому, что естественные нерестилища лососевых оказались пустыми, а это значит, что через несколько лет возврата горбуши не будет.
«На сегодняшний день не заложена икра на государственных рыбоводных заводах. По срокам пока критичного положения нет. Но, например, в реке Лютоге (юг Сахалина, Анивский район), на побережье которой расположены заводы, рыбы нет, — поделился Быстров. — Рассматриваются возможности закладки икры из других районов области. Например, уже несколько лет на заводе, стоящем на реке Найба (Долинский район) идет закладка икры с Курил».
По его словам, теперь необходимо выяснить, почему нерестилища пустые. «Провал по горбуше — рукотворное или природное явление? Если природное — надо переждать, когда начнется новый цикл большой рыбы. Если рукотворное, образованное в результате работы рыбоучетных заграждений (РУЗов), браконьеров и др., то тогда давайте принимать решения, которые позволят нивелировать этот негатив. Я полагаю, что в этом есть как рукотворная, так и природная составляющая. Мы явно перемудрили с заполнением нерестилищ, с выставлением орудий лова, а может, мы не можем обеспечить охрану рыбы, запущенной в реки», — сказал зампред.
Борьба с нелегальным сбытом
«Выявлена закономерность, что в водоемах, которые охраняются, рыба есть, например, в реках Воскресеновка и Жуковка (Долинский район). А там где нет охраны, и рыбы нет. Увязаны ли эти вещи? На этой неделе собираемся вместе с силовыми структурами посмотреть, можно ли чем-то помочь в этом плане», — поделился зампред.
По мнению Быстрова, надо бороться не с браконьерами, а с нелегальной продажей. «Сахалинские рыбодобывающие предприятия не должны работать без прозрачной отчетности по добыче и обороту рыбопродукции. В настоящее время главные скупщики браконьерской продукции — промышленные предприятия. Нормализация ситуации в сфере рыбопереработки необходима», — заявил он.