Алтайский край завершает 2018 год ростом по всем основным показателям социально-экономического развития, в том числе по объему частных инвестиций. Какой будет стратегия дальнейшего развития экономики региона губернатор Алтайского края Виктор Томенко рассказал в интервью Новости.
— Виктор Петрович, какие незадействованные резервы в экономике Алтайского края вы видите? Какие сектора следует подтянуть? А какие, напротив, не нужно тянуть за счет бюджетных средств?
— Мы за счет бюджетных средств никакие отрасли не тянем. Хотя у нас, действительно, есть особенные направления деятельности в экономической сфере, и связаны они в первую очередь с сельским хозяйством. В этой отрасли перекликаются экономические и социальные процессы, а также вопросы, связанные с укладом жизни – почти половина наших земляков живет в сельской местности.
Если в целом характеризовать экономику региона, то никаких заметных изменений ее структуры в этом году не произошло. Признаться, на дальнейшую перспективу каких-то революционных, фундаментальных изменений мы тоже не ждем. Продолжим опираться на отрасли, которые во многом определяют нашу устойчивость, мощь и специализацию. Это в первую очередь агропромышленный комплекс, связанная с ним пищевая промышленность и другие направления реального сектора. В сумме промышленность и сельское хозяйство дают 40% валового регионального продукта (ВРП).
Другая особенность экономики региона – тоже почти 40% дают предприятия малого и среднего бизнеса. Такая система более устойчива к серьезным потрясениям, которые, как правило, приходят к нам извне.
Мы продолжим опираться на те достижения, которые в крае сформировались, будем дорожить тем, что у нас есть. Предприятия, производства, хозяйства, организации — это всегда предмет большого внимания краевых и муниципальных властей.
Особое усилие приложим, чтобы помимо действующих предприятий появлялись новые и реализовывались планы развития и увеличения объемов производства на действующих, повышалось качество и разнообразие выпускаемой продукции. Это наш приоритет. За этим будущее экономики Алтайского края.
— Какие крупные инвестпроекты сейчас в центре внимания?
— Недавно мы провели встречу с руководством группы компаний «Черкизово», которая более чем за 4,5 миллиарда рублей приобрела контроль над птицефабрикой «Алтайский бройлер». Новый собственник планирует увеличить объем производства мяса птицы с 60 тысяч тонн до 100 тысяч тонн в год.
Уже в ближайшее время «Черкизово» вложит 200 миллионов рублей, чтобы привести «Алтайский бройлер» в соответствие со своими стандартами работы. После этого в реконструкцию и модернизацию в ближайшие 2-3 года группа инвестирует десятки миллионов долларов.
Компании PepsiCo не так давно дала старт производству молочной сыворотки на Рубцовском молочном заводе. У компании есть хорошие планы по дальнейшему наращиванию объемов производства и развитию. Также в край «зашел» крупный агрохолдинг «ЭкоНива». Он в течение полутора лет построит молочный животноводческий комплекс в Тальменском районе почти за 3 миллиарда рублей.
Продолжается реализация начатых проектов. Один из примеров — «Барнаульский меланжевый комбинат» в 2020 году планирует увеличить производственные мощности до 24 миллионов погонных метров тканей в год.
Как видите, инвесторы интересуются Алтайским краем. Мы нацелены на то, чтобы соответствовать их ожиданиям. Задача власти в том, что максимально слушать партнеров, понимать, предлагать идеи и площадки. Мы осознаем, что без частной инициативы планы развития края останутся лишь на бумаге. Поэтому это важное направление нашей работы, если не сказать важнейшее
— С чем связан интерес инвесторов?
— Сложно выделить конкретные факторы. Думаю, их активность зависит главным образом от макроэкономических показателей – размера учетной ставки, доступности кредитов, курса валют и ситуации на рынках. Но также бизнесу важно, чтобы в регионе был здоровый инвестиционный климат.
— Как сейчас оценивается объем инвестиций в экономику Алтайского края?
— За 10 месяцев 2018 года они составили почти 60 миллиардов рублей, что на 30% выше показателей аналогичного периода прошлого года. Но мы понимаем, что инвестиционный процесс в течение года неравномерный, что многие предприятия запускаются под конец года. Поэтому мы осторожно прогнозируем рост инвестиций в экономику региона на 5-10% по итогам года.
— Какой ВРП планирует получить регион в ближайшее время?
— По итогам 2017 года он оценивается в 540 миллиардов рублей. По расчетным данным, в 2018 году его рост составит около 0,5%. Прогнозируем, что по итогам 2019 года показатель увеличится на 1,4%, в 2020 году — на 2,3%, в 2021 году — еще на 3,2%.
— В продолжение разговора о партнерах Алтайского края. В октябре вы подписали соглашение с «Ростехом». Что оно даст региону?
— Взаимодействие с госкорпорацией «Ростех» представляется нам важным и интересным. Мы договорились, что создадим совместную рабочую группу, куда войдут наши отраслевые и научные специалисты. Скоро будем выходить на практические решения по цифровизации отдельных отраслей экономики. Также нам важно сотрудничество по подготовке кадров. Используя базу наших вузов и ту инфраструктуру по обучению и повышению квалификации кадров, которая есть у «Ростеха», мы можем получить хороший эффект для экономики.
— Туризм – развивающаяся отрасль, на которую в последние годы в регионе делали большие ставки. Как вы считаете, стоит ли уделять ей повышенное внимание? Или лучше сосредоточиться на тех, что вы перечислили в начале разговора?
— Хотя есть хороший потенциал по развитию других отраслей, одно другого исключать не должно и край должен постараться задействовать все свои конкурентные преимущества. Туризм развивать нужно, тем более, что в него за последние годы вложено немало средств и души.
Успехи в этом секторе у нас есть. Турпоток прирастает и достиг двух миллионов человек в год. Конечно, в методике подсчета есть изъяны, но она как минимум позволяет увидеть динамику. А она положительная.
Алтайский край принимал участие в федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма на 2011-2018 годы». В рамках него у нас реализовано три крупных проекта в Барнауле, Бийске и Белокурихе. Не все получилось, прямо скажу. Но обязательства Ростуризма и Алтайского края в части бюджетных ассигнований выполнено в полном объеме. Но поменялись планы у частных инвесторов, и из-за этого отстают вложения внебюджетных средств в эти проекты. Но они не закрыты, будем продолжать их вести до запланированных показателей.
— Планируете ли новые заметные проекты в этой сфере?
— Мы прорабатываем с Ростуризмом наше вхождение в новую программу развития внутреннего и въездного туризма с тремя проекта. Один из них связан с дальнейшим развитием субкластера «Белокуриха-2» и ближайших территорий. В Барнауле хотим создать туристско-рекреационный кластер «Ленточный бор». Это может быть интересный проект, который позволит гостям и жителям краевой столицы получить доступ к нашим природным богатствам. И новое направление — туристско-спортивное, которое развивается в Заринском районе. Пока оно связано с зимними видами спорта, но впоследствии следует переходить на всесезонность.
— В этом году в Белокурихе ввели новшество – курортный сбор. Как оцениваете этот механизм?
— Важно подчеркнуть: это эксперимент, который стартовал 1 мая 2018 года Планировалось, что он обеспечит до конца года порядка 35 миллионов рублей. Но мы расширили категории лиц, с которых сбор не взимается, поэтому пока собрано 16 миллионов, до конца года будет около 20.
Мы внимательно следим, насколько отдыхающие готовы оплачивать и как операторы включаются в процесс сбора средств. И все внимание приковано к тому, насколько эффективно и правильно будут израсходованы собранные деньги. У всех есть понимание, что средства вкладываются в благоустройство, которое способно не очень большими, но заметными проектами подчеркнуть особенность места.
— Заметная часть алтайского турбизнеса остается «в тени». Будете ли выводить его оттуда?
— Наличие «серого» сегмента не очень хорошо для экономики. Его сложно посчитать и учесть при реализации серьезных планов территориального развития. Он влияет и на легальный бизнес, который живет по другим правилам, хотя играет на одном поле.
С такой организацией деятельности надо, пусть аккуратно, но работать. Да, люди своим трудом и умом создали свой небольшой бизнес. Но путь цивилизационного развития подразумевает, что когда-то надо выходить из тени, чтобы спать спокойно и иметь доступ ко всем возможностям, которые получают легально работающие организации.
— Виктор Петрович, вы возглавляете Алтайский край около полугода. В целом как оцениваете итоги этого периода?
— Главное: наблюдется прирост по всем показателям социально-экономического развития. В большинстве случаев мы видим прирост на первые проценты, а где-то даже на десятки. Удалось сохранить устойчивость, управляемость и постепенное развитие края. Теперь важно наращивать его потенциал.